Печь в интерьере: изразцовая, старинная, надежная

Старинные печи с изразцами: фото особенных творений всех времён

Изразцы на каминах и печахпечах могут рассказать нам о жизни и быте людей разных периодов. Ведь керамическая отделка пришла к нам из далёких времён и сохранилась на многих очагах благодаря своим уникальным свойствам. А изразцовые печи и камины в старинных постройках служили неотъемлемым элементом отопительной системы. Некоторые из них использовались по своему прямому назначению, некоторые же выступали декоративным элементом для маскировки отопительных труб, распределяющих тепло от центральной топки.

Но зачастую все они служили украшением интерьера, а в замках, дворцах и имениях знатных и зажиточных персон выступали признаком благосостояния. По этой причине для их отделки привлекались самые лучшие мастера, использовались самые дорогие материалы и новейшие тенденции росписи. Но есть некоторые Изразцовые печи, заслуживающие особого внимания, они могут рассказать нам немного больше, чем другие.

История в печных изразцах: фото росписи с исторической ценностью

Первая изразцовая печь, о которой хочется рассказать, находится в латвийском замке Яунмоку. Замок в неоготическом стиле был возведён в 1901 году в качестве охотничьей резиденции для мэра Риги Джорджа Армистеда. Строение представляет собой памятник архитектуры и на сегодняшний день является Музеем леса, поэтому все желающие могут познакомиться с изразцами печи не только на фото, но и увидеть воочию.

Изразцовая печь, изготовленная фабрикой «Целмс и Бэмс», находится на втором этаже замка. Она служит не только украшением интерьера, но и исторической памяткой. Кафельная отделка, приуроченная к 700-летию Риги, состоит из 130 керамических плиток с изображением около 50 различных видов старого города и его окрестностей. Картины улиц и площадей, архитектурных сооружений и латвийской природы напоминают старинные фотографии и очень хорошо передают не только исторические факты, но и дух того времени.

Фото: печь с изразцами, выполненная в честь 700-летия Риги

Фото: печные изразцы с изображением старой Риги, 1901 г.

Фото: изразцы на печи замка Яунмоку, Латвия

Ещё одна печь с историческим подтекстом росписи изразцов расположилась в чешском замке Орлик. Строительство замка и возникновение его необычного названия связано с легендой. История рассказывает о жестоком атамане, который возглавлял шайку разбойников, орудовавшую в лесах на юге Чехии. Однажды, вернувшись со своего промысла, атаман не обнаружил своего любимого сына. Долгие поиски не дали результатов, и убитый горем отец заснул неподалёку от скалы на берегу реки Влтавы. Утром атамана разбудил детский плач, который и привёл его к орлиному гнезду на вершине скалы. Вернув своего сына, атаман решил раз и навсегда распрощаться со своей разбойничьей жизнью и возвёл вместе со своей шайкой оборонную крепость. И именно эта крепость в XIV веке была реконструирована в прекрасный готический замок из камня.

В середине XIX века появилась изразцовая печь, запечатлевшая легенду в своей облицовке. Как и интерьер замка Орлик, печь выполнена в неоготическом стиле. Керамические изразцы напоминают сказочную книжку с яркими цветными картинками. А зелёные изразцы с рельефным орнаментом обрамляют её страницы словно красочный форзац. Текстовые фрагменты росписи поражают тонкостью работы мастеров-керамистов того времени.

Фото: изразцовая печь у замка Орлик, Чехия

Народная мудрость в картинках на изразцовых печах

В период XVII-XIX веков становятся популярными изразцы для печей и каминов с сюжетной росписью. Такие изображения передают нам особенности взаимоотношений и жизни людей того времени. Порой изразцы выступают настоящим учебным пособием, как в случае с печью во дворце Юсуповых, с которой мы познакомились ранее. А некоторые экземпляры даже несут в себе философские суждения и народную мудрость, увековеченную в керамике мастерами.

Изразцы с письменными заметками можно встретить на печах в Архиерейских палатах. Это целый комплекс зданий в Суздальском кремле, который предназначался для церковного верховенства. Сооружения возводились на протяжении XV-XVII веков. В конце XVII-начале XVIII века отдельные здания комплекса были объединены. В этот же период на втором этаже была построена Крестовая палата для торжественных событий и приёма гостей. Помещение представляет собой самый роскошный и великолепный зал.

Две изразцовые голландские печи барочного типа, отапливавшие Крестовую палату, появились в середине XVIII века. Их керамическая отделка схожа. Основные элементы украшает сюжетная роспись с небольшим текстовым сопровождением. Отличается лишь цвет пигмента росписи: синий и коричневый.

Фото: изразцовые печи Крестовой палаты, Суздаль

Фото: изразцы печные, середина XVIII в.

Схожие изразцы можно увидеть в Костромском Ипатьевском монастыре. Такая печь украшает Палаты бояр Романовых. Её появление датируется XIX веком и связано с перестройкой монастырских келий в царские палаты под руководством архитектора Фёдора Фёдоровича Рихтера. Текстовые фрагменты и сюжеты данной керамической отделки ближе к религиозным догматам, а некоторые и вовсе цитируют Священное писание. Связано это с тем, что выполнялась роспись церковными мастерами.

Фото: печь с изразцами Палат Романовых, Кострома

Фото: изразец печной, середина XIX века

Например, изразец для печи на фото гласит «Милость и истина сретостася», что означает «Милость и истина встретятся». Речь идёт о милости и справедливости Господа в день Суда. В верхней части плитки изображён мешок, символизирующий поступки и деяния человека на протяжении жизни. И для каждого человека стоит вопрос, перевесит ли чаша весов с мешком чашу, наполненную водой божественного милосердия.

Читать еще:  Шторы на мансардные окна: правила оформления

Фото: фрагмент керамической отделки печи, середина XIX века

Картинка на изразцовой печи на фото озаглавлена надписью «С тобою засыхаю». Всем известен библейский символизм, олицетворяющий вселенское зло в образе змея. Так и здесь мы видим, как зло губит всё живое на своём пути. Человек, окутанный злом, засыхает подобно деревцу, которое превратилось в безжизненную корягу в объятиях змея.

Удивительно, насколько необычной и многообразной может быть изразцовая отделка печей. Благодаря кропотливому труду мастеров в керамике могут застыть страницы истории, мифы и легенды, мудрость веков, культурные ценности, традиции и даже религиозные догматы. Керамическая облицовка очага может не только радовать глаз, но и быть наполненной содержанием и глубиной.

Рассмотренные творения не объединяет ни время или место их создания, ни происхождение или культура их создателей. Приравнять их можно только по одному выразительному признаку – вложенной частичке души мастеров. Эти печи являются лишним доказательством того, что керамика – это бессмертное искусство, способное говорить, передавать мысли и заставлять задуматься.

Изразцовые печи-камины, новая волна популярности старинной отделки

В различных источниках, где отражена информация об изготовлении каминов и печей, большое внимание уделено техническим вопросам строительства. Но следует помнить, что внешняя отделка является не только важным звеном, но и, в определенных случаях, решающим. Ведь от нее зависит визуальное восприятие устройства и его места в интерьере в целом.

Среди предложенных вариантов отделочных материалов скромную нишу занимают изразцы, а между тем этот старинный вид отделки всегда считался и считается до сих пор предметом роскоши, символом богатства.

Технология изготовления изразцов была освоена в России еще в Средние века. Несмотря на отсутствие технологий, подобных современным, изразцовые печи и камины во все времена поражали своей правильностью исполнения и красотой, способной притягивать к себе внимание.

Современные предпочтения

Потребительский спрос на изразцовые материалы обусловлен ментальностью современного человека, ведь мы стремимся к уникальности во всем. Когда кончаются новые идеи, начинаем модернизировать старые. Конечно, подобный вид отделки заслуженно пользуется своей популярностью.

Печь-камин с изразцами даже по современным меркам является произведением искусства. Но самой большой мотивацией для выбора данного декора является желание выделиться из стандартов, использовать редкие материалы, подчеркнуть стиль древности в оформлении.

Существуют еще несколько факторов, которые служат катализатором популярности изразцов. В небывалом уровне конкуренции среди строительных организаций выигрывают те, кто акцентирует свое внимание на редких, уникальных и авангардных решениях. Как было указано выше, такой подход манит потребителя, словно магия. В связи с этим круг решений компетентных компаний еще больше расширяется.

Во всех без исключения вариантах изразцовые печи-камины обладают привлекательностью. Глянцевый блеск и округлость углов подчеркивает аристократизм. Даже без выбора цветовой гаммы можно добиться идеального сочетания стилей в отделке каминов и комнаты, а все происходит из-за того, что оформленные изразцовыми плитками камины-печи по-новому воспринимаются даже в привычных вариантах исполнения. Преобразование формы и дает тот магический эффект, который приписывают данному виду отделки.

Еще одним очень своеобразным решением служит внедрение изразцов в отделку каминов при доминировании современных стилей остальных предметов интерьера. Своеобразный портал между древностью и модерном будто бы сосредоточен внутри портала камина. Такими печами и каминами следует оснащать огромные залы и высокие комнаты.

Богатство фактуры изразцовых плиток может служить отличным полем деятельности дизайнера в подборе консонансных цветовых композиций. Любой интерьер будет дополнен гармонично подобранными элементами отделки камина.

Примечательно то, что до сих пор сохранилось ручное производство плиток с именными логотипами. За определенную стоимость можно заказать плитки, на которых будет размещен фамильный знак, герб, символ. В настоящее время подобным вещам стали уделять внимание, а стоимость таких работ напрямую указывает на достаток, как и в былые времена.

Тот факт, что изразцовыми плитками можно отделывать стены, благополучно был учтен дизайнерами, в результате чего появились целые галереи, состоящие сплошную композицию, в которой камин является составной частью, а не дополнением.

И, наконец, свойства передачи тепла, которыми обладают все кафельные изделия, не могут не привлечь внимания настоящих ценителей классики. Плитки, словно накапливают энергию, выдавая ее по частям. В результате этого общий КПД устройства повышается, а температура внешней поверхности не превышает определенное значение, которое не является критическим при прикосновении.

Секреты изразцов

Являясь разновидностью керамики, изразцы изготавливаются по своей определенной технологии. Внешне плитки имеют одну отличительную особенность – они изготовлены в виде чаши, благодаря бортикам на внутренней стороне. Такая форма нужна для более надежного крепежа плитки к стене, а также дает возможность заполнить полость изоляционным веществом.

В состав изделия входит терракотовая глина, процесс ее обжига происходит при строго определенной температуре. Лицевая сторона плитки раскрашивается в специальных камерах, это не просто нанесение краски на поверхность. Специальные пигментные вещества образуют рисунок после обжига, а если краска наносится на готовую плитку, то ее ожидает еще одна стадия обжига. В результате получается долговечный и устойчивый к внешним воздействиям рисунок.

По вариантам исполнения лицевой стороны плитки изразцы подразделяются на гладкие или рельефные виды. Причем насыщенность красок может быть разнообразной. Существуют однотонные модели и разноцветные. Разнообразие в классификацию вносят способы обработки поверхности.

Читать еще:  Готовые проекты домов с гаражом

Ручная роспись изразцовых плиток по своим внешним штрихам развивается в нескольких направлениях, которые получили определенные названия. Так, хорошо известны суздальские, калужские и голландские стили росписи.

Благодаря тому, что плитки имеют жесткую форму, а скругленные углы являются отличительным признаком изразцовой отделки, фабричное производство подразумевает изготовление комплекта плиток, среди которых выделяют рядовые, угловые, карнизные или фасонные элементы. Они приобретаются в комплекте и собираются, подобно конструктору.

Функциональные качества материала

Изразцовая отделка каминов обладает не только декоративными функциями, но и имеет определенные технические характеристики. Некоторые из них были завуалированы выше по тексту, однако, приведем перечень еще раз, в качестве систематизации информации.

  • Дополнительная теплоизоляция, которую обеспечивает изразцовый слой, увеличивает КПД камина печи. Этот слой способен аккумулировать тепло, постепенно выделяя его в пространство комнаты.
  • На основании вышеизложенного факта следует такое отличительное свойство, как экономичность. Для нагревания изразцового камина потребуется меньше топлива, чем для аналогичного, без отделки.
  • Слой плитки вместе с клеем создает своеобразную защиту от проникновения продуктов горения через швы топки, а также придает конструкции дополнительную прочность.
  • Кирпич и плитка имеют практически одинаковые показатели термического расширения. Это позитивно отражается на длительности срока эксплуатации устройства, а при необходимом должном обслуживании данный срок распространяется и на цветовое оформление плиток.

Популярные производители

По данному вопросу можно с гордостью объявить, что главными носителями старинных традиций производства изразцовых элементов или готовых каминов с установленной отделкой считаются российские компании. Некоторые из них объединяются, образуя холдинги. Так, например, широко известна продукция фирмы Contura, являющейся объединением. Ее функциональные устройства известны под брэндом кимры. Под этой маркой в Тверской области выпускаются камины и печи, а также отдельный отделочный материал в широком разнообразии.

Приятно осознавать, что ведущая компания Экокамин (Россия), которая сориентировала свою деятельность на производство отопительных систем, учитывает запросы определенной потребительской прослойки и расширила модельный ряд печей Бавария. Широкий диапазон, который имеет печь-камин бавария изразец барокко способен предоставить выбор по любому техническому требованию покупателя.

Изразцовые печи в интерьере

15.03.2017 Понравилось пользователям:

На фото: Изразцовая печь в русском стиле, поставляемая нашими партнерами

Атрибутика стиля «а-ля рюс»

Наверное, в каждом русском человеке живет ностальгия по усадьбам позапрошлых веков, обитатели которых пышно отмечали Масленицу, чуть ли не каждую неделю ездили на охоту и периодически устраивали балы. Не остается забытой и атмосфера деревенских изб с их красными углами, белоснежными печами и ухватами. Воспетая Буниным усадьба, где в саду наливается антоновка, а на веранде дымится самовар, — это самостоятельный одухотворенный образ, сопутствующий русскому человеку на протяжении жизни. Равно, как и деревенская изба, которую красочно описывали Некрасов и Есенин, служит мостиком, связующим нас с историей и культурой древней Руси и имперской России.

Белая изразцовая печь в интерьере деревянного дома в русском стиле

Русский стиль в интерьерном дизайне заимствует приемы и принципы декорирования у старинных усадеб и изб средней полосы России. Принято считать, что именно такие символы нашей страны, как матрешка, медведь и балалайка, помогают придать помещению направление «а-ля рюс». На самом же деле дом в русском стиле — это далеко не всегда развешанные повсюду полотенца с петухами и сопровождаемые сахарными головами самовары. Расписанных под хохлому матрешек, тульских пряников и шкур бурых медведей, которые способны любой дом превратить в музей, в интерьерах «а-ля рюс» обычно удается удачно избегать. А вот без чего непросто представить дом в русском стиле — так это без изразцовой печи.

Триумфальное возвращение изразцов в интерьеры домов

На фото: Изразцовая печь в интерьере современной избы с кондиционером

Традиция декорировать печи изразцами в России очень быстро прижилась. Сейчас изразцовые камины триумфально шествуют по российским городам и весям, находя себе приют в гостиных и на кухнях многих загородных домов. Секрет возрождения моды на печи с изразцами прост. Во-первых, владельцам домов, коттеджей и дач хочется снова ощутить тепло живого огня. Во-вторых, благодаря изразцам, выбор которых на рынке просто огромен, очень легко удается подчеркнуть стилевую направленность конкретного помещения. При правильно подобранном декоре изразцовые камины могут гармонично вписаться в барочный, стилизованный под петербургские дворцы, интерьер. Классические изразцовые печи уместны в помещениях в английском стиле.

Изразцы для печей и каминов изготавливаются из керамики и могут проходить от одного до нескольких обжигов. После многоступенчатой обработки, предусматривающей, в том числе, и нанесение глазурей, изразцы закаляются не хуже стальных доспехов, что делает их прочными и долговечными. Одно из главных преимуществ изразцовых печей перед обычными каминами заключается в их высокой теплоотдаче. Изразцы не требуют особого ухода, пыль и загрязнения с них легко удаляются.

Изразцовые печи и камины — просто находка для всех тех, кому в интерьерах важны авторский подход и оригинальные решения. Изразцы изготавливаются исключительно вручную, поэтому их использование в дизайн-проектах служит гарантом уникальности. Каждая изразцовая печь состоит из нескольких сотен оригинальных элементов, которые невозможно повторить с точностью. Для интерьеров в русском стиле обычно подбираются камины, напоминающие по своему декору резные деревянные терема. Такие изразцовые печи нередко похожи на пряничные домики. Для европейских интерьеров специалисты рекомендуют выбирать камины в стилях арт-деко или прованс.

Читать еще:  Римские шторы своими руками сшить: инструкция

to_priz

ИСКУССТВО и ВРЕМЯ

Творчество — свободное действие из небытия в бытие.

Древнерусские изразцы.

Оригинал взят у rugerik в Древнерусские изразцы

Изразцы — керамические (глиняные) плитки, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.

Значение слова Плитка по Ефремовой:

Плитка –
1. Небольшие плиты, обычно используемые для мощения тротуара, настила полов, облицовки стен.
2. Кусок какого-л. вещества, спрессованного в форме четырехугольной пластинки.
3. Нагревательный – обычно электрический – прибор для приготовления пищи.

1. Плита — «большой плоский с ровной поверхностью кусок твёрдого материала»
2. Плита – (в геологии) – см. в ст. Платформа.
>>3. Плита – кухонная печь с конфорками в верхней металлической доске

Слово происходит от др.-русск. плита «камень, кирпич»; ср.: укр. пли́та «плита», болг. пли́та, возм., сербохорв. пли̏тица «мелкая миска». Скорее всего, родственно греч. πλίνθος «кирпич»

ИЗРАЗЦЫ́ (ст.-слав. израз, от из- и праслав. razъ, rezъ — “резать, проводить, делать черту”; отсюда образ, образец, обра́зить — украсить; сравн. изображение) — керамические облицовочные плитки. В отличие от плоского кафеля изразцами правильно называть рельефные плитки, которые в старину делали, отминая глину в деревянном коробе, имеющем в днище резной углубленный рисунок наподобие пряничной доски. На глине получался отпечаток в виде выпуклого рельефа. Отсюда и происходит название “изразец” (изрезанный). В дальнейшем это слово распространилось и на древнерусские расписные изразцы, имеющие на обратной стороне коробчатый выступ — румпу — для лучшего крепления к стене или печи.

Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII-XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей. Истоки русского изразцового искусства следует искать в Древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия в Пскове и в Москве.

Глиняные печные изразцы XVI век. Русская печь в Казенной палате.

Основное назначение изразцов – повысить уровень теплоотдачи печей и каминов. Как и сами печи, изразцы изготавливались из глины, и первыми образцами подобных изделий были на Руси так называемые горшковые изразцы, имевшие вид простейших сосудов. Однако постепенно технология изготовления изразцов усложняется, и к 15 столетию в обиход входят коробчатые изразцы, которые и начали с этого времени использоваться практически повсеместно. А уже к середине 16-го века печи, украшенные изразцами, становятся важным элементом русского интерьера.

Московское каменное зодчество XV века следовало традициям Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода. В конце XV – первые годы XVI века в производстве московской терракоты появляются иноземные влияния. Это было время, когда в столице работали итальянские зодчие, и неудивительно, что декоративные мотивы итальянского Возрождения были применены в декоре собора Чудова монастыря в Московском Кремле.

Дошедшие до нас изразцовые украшения древнерусских зданий, поражающие великолепием орнамента и красок, берут начало в глубине доисторического времени, когда человек случайно научился лепить посуды из мокрой глины и убедился, что обожженная она становится прочней.

Начало гончарного мастерства у славянских народов также относится к доисторическому времени. В курганах и погребениях их найдены глиняные урны, пеплохранилища и всевозможные горшки. Оно было знакомо киевской Руси X и XI веков.

Высшего же расцвета оно достигает у нас в XVII столетии, оставившем многочисленные памятники украшений из изразцов.

Изразцы употреблялись также для настилки полов, для украшения стен в виде поясов и отдельных вставок среди кирпича и для облицовки печей.

В русском церковном зодчестве издавна употреблялись изразцы. Древнейшие найдены в развалинах Десятинной церкви в Киеве, в развалинах монастыря св. Феодора и на всем протяжении киевского кремля. В Киевском Софийском соборе все стены алтаря ниже мозаик покрыты разноцветными изразцами.

Находки древнейших изразцов в Москве сделаны в Кремле, на месте постройки памятника Императору Александру II, на Воскресенской площади и на Немецкой улице.

Изразцы на дворце Дмитрия царевича в Угличе относятся ко времени постройки его князем Андреем Васильевичем Большим; следовательно, во второй половине XV века изразцы уже были известны на московской Руси. Размещены они в Угличе горизонтальными рядами на фронтоне дворца, причем ряд балясинок чередуется с полосой орнамента.

В XV и XVI веках изразцы еще не покрывались поливой и были цвета обожженной глины. Большею частью эти красные изразцы носят следы деревянной техники. В музее Щукина имеются и деревянные формы для изразцов, вырезанные углублениями в доске.

В музеях Ростова и Ярославля имеются красные изразцы, орнамент которых создан, очевидно, под влиянием пряничных досок, а, может быть, и послужил образцом для них.
Московские красные рамочные изразцы
1.

5.

Красные рамочные изразцы являются самыми ранними из московских изразцов и представляют собой яркий самобытный материал, вызывающий много интереса. изразцы разного времени.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector