Ремонт и проверка двигателя стиральной машины

Ремонт мотора стиральной машины

Ремонт мотора стиральной машины

Мотор или электрический двигатель стиральной машины — “сердце” техники. Эта деталь одна из важнейших, ведь она приводит в движение барабан машины.

При неисправном моторе барабан не крутится в одну или обе стороны либо вращается некорректно. В любом случае, стирка становится невозможной, технике требуется профессиональный ремонт.

Типы моторов стиральных машин

В электромоторе стиральной машины электрическая энергия преобразуется в механическую. Происходить это может по-разному, соответственно выделяются типы моторов:

  1. Асинхронные (двух- и трехфазные).
  2. Бесколлекторные (инверторные, иначе моторы с прямым приводом).
  3. Коллекторные.

Асинхронные двигатели встречаются очень редко, в основном в недорогих моделях старых стиральных машин.

Бесколлекторные электродвигатели самые инновационные. Технология их была разработана концерном LG в 2005 г.

Сегодня такие двигатели устанавливает в свои стиральные агрегаты не только южнокорейский “гигант” LG, но и Samsung, Whirlpool, Bosch, AEG, другие производители крупной бытовой техники.

На сегодняшний день движок с прямым приводом лучший из электродвигателей. Но цена агрегатов с таким мотором достаточно высокая.

Коллекторные моторы

У большинства (примерно 80%) популярных среди россиян стиральных машин установлен коллекторный двигатель.

Такие двигатели универсальны, так как работать могу и от переменного, и постоянного тока.

Состоит коллекторный двигатель из:

  • статора,
  • коллекторного ротора,
  • генератора скорости вращения (тахогенератора),
  • щеток (обычно двух),
  • корпуса.

Отличаются коллекторные двигатели относительно недолгим сроком службы. Если машинка проработала уже больше 8-10 лет, наверняка у ее электродвигателя:

  • износились щетки,
  • перегрелись и отслоились ламели,
  • в обмотке ротора или статора произошло короткое замыкание.

Щетки, коллекторные ламели и обмотка — вот три элемента, износ которых провоцирует неисправность коллекторного мотора, соответственно, и некорректное вращение барабана стиральной машины.

Еще одна отличительная особенность коллекторных моторов — их можно проверить и даже отремонтировать самостоятельно. Однако риск усугубить ситуацию очень и очень высок. К тому же, потребуются специальные знания, инструменты и опыт. Минимальных знаний устройств техники недостаточно. Нужно разбираться в электрике.

Асинхронный и бесколлекторный моторы более сложно устроены, их невозможно проверить и, тем более, починить дома непрофессионалу.

Проверка коллекторного электродвигателя

Если в вашей стиральной машине стоит коллекторный мотор, его можно как минимум, проверить самостоятельно.

О неисправности мотора говорит любая проблема с барабаном. Чаще он не вращается во время стирки, отжима, полоскания или не выходит на должную мощность. Также неисправный мотор чрезмерно шумит, гудит, греется(температура превышает 80?).

Чтобы извлечь мотор из стиральной машины, нужно:

  1. Отключить агрегат от сети.
  2. Снять заднюю (в некоторых моделях и боковую) крышку корпуса.
  3. Снять приводной ремень.
  4. Открутить крепежные болты, удерживающие мотор.
  5. Разъединить клеммы на питающих двигатель проводах.

Чтобы протестировать работу электродвигателя, нужно:

  1. Соединить обмотки статора и ротора.
  2. К оставшимся разъемам подключить источник тока (220 Вольт).

Двигатель должен начать вращаться и шуметь, щетки могут заискриться.

Чем больше искр и чем меньше по размеру щетки(они могут также иметь сколы и трещины), тем скорее их нужно менять на аналогичные новые.

По степени шумности мотора, а также мультиметром определяется все ли в порядке с обмоткой ротора и статора.

Межвитковое короткое замыкание ротора диагностируется так:

  1. Щупами мультиметра в режиме омметра последовательно прикасаются к соседним ламелями.
  2. Смотрят на расхождение по сопротивлению. Оно не должно превышать 0,4 Ом.

Аналогично проверяется статор.

Чтобы осмотреть коллектор и проверить не износились ли ламели , нужно извлечь ротор из электродвигателя. Вышедшие из строя ламели:

  • отслоенные,
  • с “заусенцами”,
  • имеют обрыв проводящего контакта.

Ремонт коллекторного мотора

Если самостоятельная проверка электродвигателя показала, что какая-либо из его составляющих неисправна, необходим ремонт:

  • замена щеток на аналогичные новые,
  • замена ротора или статора (или их перемотка и центрирование),
  • проточка ламелей,
  • замена всего электродвигателя на новый.

Если щетки электродвигателя и он сам полностью достаточно легко меняются на новые, то прочие виды ремонтных работ трудоемкие и очень сложные.

Не рискуйте техникой и своим здоровьем, решая самостоятельно ремонтировать такой сложный электроприбор как стиральная машина! Доверьте эту задачу профессиональному мастеру по ремонту!

В компании ВсеРемонт24 вы можете заказать услугу ремонта стиральной машины любого бренда и модели.

Составляющие электромотора, а также он сам, в случае необходимости, будут быстро и качественно заменены мастером ВсеРемонт24 на новые и “родные” для модели вашей стиральной машины.

Как проверить двигатель стиральной машины

Если стиральная машина перестала работать, причина может быть в неисправности двигателя. Прежде чем покупать новую деталь, нужно провести проверку мотора СМА и установить причину его поломки. В большинстве случаев его можно починить.

В статье рассмотрим, какие виды двигателей бывают и в чем особенность их проверки своими руками.

Как работает двигатель стиральной машины: разновидности

Перед проведением диагностики вы должны понимать, какой тип мотора находится в вашей стиральной машине и как он работает. Различают три основных типа: асинхронный, коллекторный и инверторный двигатель центрифуги стиральной машины-автомат и полуавтомат.

  • Асинхронный устанавливается в стиралках Bosch, Сименс, Милле, Ардо и Канди. Дешевый и тихий мотор имеет простую конструкцию: статор и ротор. Большие габариты и низкая производительность оставили асинхронный двигатель в прошлом. Поэтому он использовался в ранних моделях вышеуказанных машин.
Читать еще:  Основные неисправности посудомоечных машин

  • Коллекторный двигатель сегодня активно используется в марках СМА Indesit (Индезит), Аристон, Занусси, Электролюкс, Самсунг, Веко. Мотор ременного типа имеет компактные габариты и достаточную мощность. Передает обороты с помощью ремня на шкив барабана. Его конструкция немного сложнее предыдущего типа: статор, ротор, две щетки и таходатчик, который контролирует его обороты.

  • Прямоприводной (инверторный) современный двигатель только начал покорять пользователя. Устанавливается на моделях LG, Самсунг. Мотор не имеет ремня, а напрямую крепится к барабану, передавая ему обороты. Его строение схоже с асинхронным мотором, но прямоприводной компактен, мощен и редко выходит из строя.

Как проверить исправность двигателя своими руками

Поскольку сегодня используются только коллекторные и инверторные моторы, рассмотрим пути диагностики на их примере.

Прямоприводной тип

Проверить его исправность в домашних условиях сложно. Можно использовать системное тестирование, если оно предусмотрено в вашей модели стиралки. Также самодиагностика может выдавать код неисправности на дисплее машины. Расшифровав код, вы поймете, в чем проблема и стоит ли обращаться в мастерскую.

Если вы все-таки решите снять двигатель, делайте это правильно:

  • Отключите стиральную машинку от питания.
  • Снимите заднюю крышку, выкрутив болты по периметру.
  • Под ротором двигателя расположены винты, которые крепят проводку. Их нужно выкрутить.
  • Выкрутите центральный болт, удерживающий ротор. Для этого используйте головку на 16 (для модели LG).
  • При откручивании болта второй рукой удерживайте ротор, чтобы он не вращался.
  • Снимите сборку ротора.
  • За ней расположена сборка статора, которую удерживают 6 болтов.
  • Для их выкручивания возьмите головку на 10.
  • Отсоедините разъемы проводки от статора.

Можно начинать осмотр и проверить работоспособность двигателя.

Коллекторный тип

Существует несколько способов проверки коллекторного двигателя. Но сначала достаньте мотор из корпуса:

  • Снимите заднюю крышку СМА.
  • Отсоедините провода от двигателя.

  • Открутите болты и вытащите мотор из корпуса.

Приступите к диагностике. Соедините провода обмотки статора и ротора, как указано на схеме ниже. Затем подключите обмотку к электричеству 220 Вольт. Если ротор начал вращаться, считается, что прибор исправен.

В данном методе есть недостатки. Во-первых, вы не сможете точно подтвердить функциональность двигателя, особенно как он будет работать в разных режимах. Во-вторых, прямое подключение грозит испортить мотор, если его замкнет.

Исходя из сказанного выше, в данную схему можно включать балласт, который служит защитой. В качестве балласта можно использовать ТЭН от стиралки. Подключение согласно схеме:

В таком случае при замыкании элемент начнет нагреваться, защищая двигатель от сгорания.

Поскольку коллекторный мотор состоит из нескольких элементов, их все нужно проверить.

Электрические щетки

По бокам корпуса мотора находятся две щетки. Поскольку выполняются они из мягкого материала, со временем они стирается. Достаньте щетки из корпуса и, если они изношены, установите новые детали.

Узнать, что со щетками проблема, можно при подключении двигателя. Если вы соединили его проводку с сетью, а при вращении он начал искрить, значит, дело в электрощетках.

Купить новые элементы вы можете в магазине, показав старые щетки либо назвав модель машины.

Проблема в ламелях

Через ламели посредством щеток передается электричество к ротору. Поскольку ламели крепятся на клей к валу, при заклинивании мотора они могут отслаиваться. С небольшими отслоениями можно справиться при помощи токарного станка, проточив коллекторы. Стружка тщательно вычищается мелкой шкуркой.

При осмотре ламелей обращайте внимание на отслоения и заусенцы, которые указывают на неполадки в работе.

Обмотки ротора и статора

При проблемах с обмоткой двигатель СМА становится менее мощным, либо вообще прекращает работать. Происходит это потому, что в обмотках возникает замыкание, мотор сильно перегревается и срабатывает термистор, который отключает его для безопасности.

Проверить обмотки можно мультиметром. Настройте его в режим измерения сопротивления. Прикладывайте щупы мультиметра к ламели, как показано на картинке. В норме показатели должны быть от 20 до 200 Ом. Если сопротивление меньше – это замыкание. Если больше – обрыв обмотки.

Чтобы проверить статор, включите на мультиметре режим зуммера и по очереди прикладывайте щупы к концам проводки. Если прибор молчит, не издавая сигнала, значит, все в порядке.

Чтобы найти место замыкания, один щуп мультиметра подсоедините к проводке, другой к корпусу. В норме не должно быть никаких звуков.

Если вы нашли поломку, не пытайтесь проводить самостоятельный ремонт. Для этого нужно заново создавать обмотку. В данном случае проще заменить электродвигатель.

Как видно, проверить двигатель своими руками несложно. В некоторых случаях вы сможете самостоятельно отремонтировать двигатель или обратиться в сервисный центр.

Как проверить работает ли двигатель стиральной машины?

Очень часто в процессе эксплуатации в стиральной машины выходит из строя ее двигатель. Зная, как проверить двигатель стиральной машины, можно постараться его восстановить или при невозможности ремонта, принять решение о его замене. Эта статья поможет разобраться в этом.

Читать еще:  Починка водопроводного крана в ванной

Типы двигателей

В стиральных машинах чаще всего применяются следующие типы двигателей:

Рассмотрим каждый вид двигателя подробнее, и как проверить его исправность.

Асинхронный двигатель

Этот двигатель в стиральных машинах применялся ранее. Он имеет не высокий КПД и поэтому в современных машинах почти не используется. По сравнению с современными электромоторами он является самым простым и надежным, поэтому ломается, гораздо реже, чем двигатели других типов.

Проверить исправность двигателя этого типа в домашних условиях довольно сложно. Он напрямую соединен с барабаном. Но если все-таки, удастся подобраться к нему, то надо знать что, чаще всего движок ломается по причине износа подшипников. Их в электромоторе два.

При их помощи вращается вал ротора. Также встречается, но реже, обрыв обмоток. При неправильном хранении и эксплуатации стиральной машины, можно встретить такой дефект двигателя, как нарушение изоляции его обмоток.

Первым делом, что надо сделать, произвести визуальный осмотр. Это касается всех типов двигателей. Надо обратить внимание на целостность краски на корпусе двигателя. Ее отсутствие в некоторых местах, может свидетельствовать о чрезмерном нагреве мотора. Визуальный осмотр двигателя лучше всего производить, разобрав его.

Порядок разборки асинхронного двигателя:

  1. открутить винты;
  2. сделать пометки рисками, расположение крышек относительно корпуса;
  3. снять вентилятор, открутив два болта;
  4. снять переднюю и заднюю крышку двигателя, предварительно открутив винты.

Необходимо осмотреть ротор. При осмотре можно выявить повреждения, связанные с оплавлением или его почернением. В этом случае ротор необходимо заменить. Далее осматривается статор. При осмотре можно обнаружить выгоревший изоляционный лак. Это может свидетельствовать о межвитковом замыкании. Обмотка в этом случае требует перемотки. Но лучше заменить деталь целиком.

Если визуальный осмотр, ни каких результатов не принес, надо, используя мультиметр, убедиться в целостности обмоток. Проверки подлежат пусковая и рабочие обмотки. Асинхронный двигатель от старой стиральной машины имеет три вывода. Проверяются все обмотки между собой, а также с корпусом. Если прибор покажет, хоть какое-то сопротивление, значит, имеется пробой обмоток. В этом случае двигатель сдается в стационарный ремонт для перемотки обмоток. Это основные методы проверки асинхронного двигателя в домашних условиях.

Коллекторный двигатель

Электродвигатель часто используется в современных стиральных машинах. Он имеет ременную передачу с барабаном, и легко извлекается из агрегата, поэтому проверить исправность двигателя не представляет особого труда.

Двигатель следует извлечь из корпуса стиральной машины, предварительно открутив стенку корпуса. Обычно он расположен под баком. После извлечения мотора, ротор со статором соединяют последовательно.

Напряжение 220 Вольт подают на концы этой электрической цепи. Для безопасности в цепь последовательно следует включить нагрузочный элемент свыше 500 Ватт. Для этого в цепь последовательно включается ТЭН, или какой-нибудь мощный нагревательный элемент. Такое включение предотвратит двигатель от полного выхода из строя в случае замыкания обмоток.

Причины неисправностей двигателей стиральных машин.

Наиболее часто электродвигатель может иметь следующие причины неисправностей

  • Выход из строя щеток электродвигателя;
  • Выход из строя ламелей;
  • Обрыв ротора или статора.

Неисправности щеток электродвигателя

В первую очередь нужно осмотреть щетки двигателя. Они изготовлены из графита, постоянно подвергаются трению о коллектор. Поэтому очень часто выходят из строя. Если машина проработала уже несколько лет, их обязательно надо проверить.

Они могут выходить из строя и если стиральную машину эксплуатировать с нарушением правил пользования. Например, если постоянно перегружать бельем бак машины. Щетки следует внимательно осмотреть. Они не должны быть очень короткими по сравнению с новыми графитовыми щетками. На них могут быть трещины и сколы.

Если при работе двигателя наблюдается сильное искрение, щетки надо заменить. Надо также помнить, что и новые щетки могут какое-то время искрить. Это происходит из-за того, что они еще не притерлись к деталям двигателя. Можно произвести замену щеток на новые с профилактической целью, и не ждать пока они совсем износятся.

Отслаивание или поломка ламелей

Ламели представляют собой небольшие пластинки и служат для передачи тока от обмотки ротора в двигатель. Они могут отслаиваться из-за сильного перегрева, в случае неправильной эксплуатации стирального агрегата. Так как они приклеены к ротору, то в этом случае они могут просто отклеиться. Если при медленном вращении ротора руками, слышен треск, то по всей вероятности с ламелями проблема.

Двигатель в таком случае может заклинивать. Небольшое отслаивание ламелей можно устранить дома при помощи мелкой наждачной бумаги. В мастерской такой дефект устраняется при помощи специального станка.

Ламели могут иметь еще одну поломку, это – обрыв провода, идущего от ламели к обмоткам ротора. Обычно это происходит в месте ее крепления. В этом случае можно устранить неисправность при помощи паяльника. Обнаружить такой дефект можно, если слегка пинцетом подергать каждый проводок.

Неисправности ротора или статора

Чаще всего это бывает, если произошло замыкание или обрыв обмоток. При этих неисправностях двигатель может вообще не работать. Во время работы машины может наблюдаться снижение мощности. При короткозамкнутых обмотках происходит очень сильный нагрев мотора. Нормой является температура в районе 80 градусов. В случае ее повышения до 90 градусов, сработает защита, в которой задействован термостат, и двигатель перестанет работать.

Читать еще:  Швабра для мытья пола. какую выбрать

Проверка обмоток на обрыв или замыкание выполняется с помощью мультиметра. Прибор должен находиться в режиме измерений сопротивлений. Следует замерить соседние пары ламелей. Оно должно быть везде одинаковым, но не менее 20 и не более 200 Ом. Сопротивление менее 20 Ом может свидетельствовать о коротком замыкании обмоток.

Сопротивление намного больше 200 Ом до бесконечности, говорит об обрыве обмоток. Следует проверить отсутствие замыкания между ламелями и железом ротора. Прибор должен находиться в режиме прозвонки. В случае появления сигнала зуммера, можно сделать вывод о замыкании между витками обмотки.

На наличии короткого замыкания следует проверить и обмотку статора. Если мультиметр не издает звука, значит, замыкания нет. При появлении звукового сигнала, делается вывод о межвитковом замыкании.

Двигатель, имеющий прямой привод

Двигатели этого вида применяются в стиральных машинах типа LG и Samsung.

Соединение с барабаном осуществляется без ремня, напрямую. В них предусмотрена система диагностики. Результат диагностики выводится на дисплей машины в виде кода. По нему можно диагностировать некоторые виды несложных поломок. Но более сложные неисправности придется устранять в сервисном центре.

Как проверить коллекторный двигатель стиральной машины

Если ваше белье стало хуже отжиматься, а барабан плохо вращается, причина может быть в моторе. Ведь когда его ротор прекращает вращение, то вся работа останавливается. Как проверить коллекторный двигатель стиральной машины? Если вас занимает этот вопрос — не волнуйтесь. Провести диагностику можно в домашних условиях. Последовательность работ описана ниже.

Как проверить исправность электродвигателя на стиральной машине?

Какой двигатель используется в стиралках? Всего их три разновидности:

  • Прямоприводной инвертор. Крепится на заднюю стенку бака без применения ремня.
  • Асинхронный.
  • Коллекторный.

Мы разберем, как проверить коллекторный двигатель, потому что он установлен в большинстве моделей.

Что может ломаться в движущем узле? Различают три основных неполадки. С ними пользователи сталкиваются чаще всего:

  • Износ щеток.
  • Обрыв обмоток и пробой на корпус.
  • Поломка ламелей.

Выяснить, что именно сломалось, поможет диагностика.

Как проверить щетки мотора?

Любая диагностика предусматривает демонтаж детали из корпуса. Предварительно отключите СМА от сети, перекройте впускной вентиль подачи воды.

  • Снимите верхнюю крышку, выкрутив винты крепления и сдвинув панель назад.
  • Отсоедините заливной шланг.
  • Выкрутите болты по периметру задней стенки. Уберите ее в сторону.

Под баком расположен электромотор. Отключите его проводку, выкрутите болты крепления. Потяните движок на себя и достаньте из корпуса.

Итак, узел перед вами. С обеих сторон его корпуса находятся щетки. Их стержни состоят из графитового материала, который стирается при контакте с ротором коллекторного двигателя. Тогда щетки прекращают передавать на ротор электричество и вращение останавливается. При сильном износе под стиралкой можно заметить искрение.

  • Отстегните проводку щеток.
  • Отодвиньте клемму и достаньте элемент.

При износе больше чем наполовину проводится замена. Обязательно менять одновременно две детали, независимо от степени истирания. Прочистите посадочные места от графитовой пыли. Прижмите пружину новой щетки и вставьте в гнездо. Верните на место клемму, подключите проводку.

Как правильно прозвонить обмотку ротора электродвигателя?

По причине замыкания или обрыва барабан в СМ может не полностью прокручиваться или совсем не вращаться. Во время замыкания мотор начинает нагреваться, отчего срабатывает защитный термостат и двигатель не запускается. Иногда при нагреве случается отслоение ламелей, что приводит к другой поломке.

Для диагностики обмотки вам понадобится тестер. Как проверить обмотку двигателя мультиметром:

  • Настройте тумблер на измерение сопротивления.
  • Прикоснитесь щупами к двум ламелям.
  • Исправные детали покажут значения от 20 до 200 Ом.
  • Если случился обрыв, значения на экране будут стремиться к бесконечности.
  • В случае замыкания показатели будут минимальными.

Чтобы исключить замыкание ротора, сделайте так:

  • Поверните тумблер в режим зуммера.
  • Один щуп приложите к железу ротора, другой прикладывайте к каждой ламели.

  • В исправном состоянии тестер не будет пищать.

Чтобы проверить, сгорел ли электродвигатель, необходимо выяснить сопротивление обмоток статора. Замкните проводки между собой, приложите к ним щуп мультиметра в режиме зуммера. Если послышится писк, значит, дело в замыкании.

Ремонт двигателя в таком случае — занятие бесполезное. Перемотать обмотку сложно и нецелесообразно. Дешевле заменить движок.

Осмотр ламелей

Как мы писали, при нагреве ламели могут отслаиваться. Тогда теряется контакт с ротором. Отслоение также случается, когда клинят подшипники. Или в стиралке с вертикальной загрузкой начинается цикл без закрытых створок барабана. Тогда работоспособность электродвигателя будет нарушена.

Если после осмотра вы заметили стружки, заусеницы, ламель можно проточить на токарном станке либо сдать в мастерскую.

На видео показана диагностика: